«Воля Бога» или завуалированная лень?

«Воля Бога» или завуалированная лень?

О вере, О людях 03.12.2013

Сказки лучше всего отражают систему ценностей народа, которому принадлежат.

Давайте вспомним, какие сказки у нас? Сюжет их примерно одинаковый: сидел Иван-дурак сорок лет на печи, а потом, то ли щука волшебная, то ли рыбка золотая, то ли конек-горбунок появились. И стал Иван царевичем, разбогател и женился на красавице.

То есть идеальная жизненная схема в сознании русского выглядит примерно так: ничего не делаешь, ни к чему усилий не прилагаешь, а блага тебе буквально «с неба» сыплются. Старалась вспомнить хотя бы одну сказку, в которой Иван двадцать лет честно работал и трудом своим заработал на терем расписной, да на безбедную старость. Не получилось.

И совсем другое дело — сказки, скажем, Европы. Вспомнить хотя бы всем известную Золушку: сколько лет девочка работала не покладая рук, за близкими своими ухаживала, и только после всего этого тетя-крестная отправила ее на бал.

Ищу виноватого

В сознании русского человека прочно сидит мысль о том, что не стоит прилагать усилий, брать ответственность, нужно просто дожидаться, авось «хорошая жизнь» откуда-нибудь «упадет» (может быть, именно поэтому у нас так популярны многочисленные лотереи).

В нашей стране человек не привык рассчитывать на себя. Он думает, что кто-то там, «в правительстве» или еще где-то, обязан сделать его счастливым. Если не получается достаточно зарабатывать – виновато государство или мифический злой гений, который, находясь у рычагов власти, не обеспечил лично ему, Пете Иванову, достаточный уровень благосостояния. Именно поэтому в России малый бизнес развивается так слабо и вяло. Наш человек просто боится взять ответственность на себя: лучше находиться на какой-либо, пусть даже скудно оплачиваемой, но более-менее «стабильной» должности, чтобы был обязательно кто-то «над» тобой, кого можно сделать виноватым во всех своих проблемах.

И есть всего одна причина подобного образа мышления: неправильное понимание воли Бога. «О каком понимании воли Бога можно говорить, — спросите вы, — если речь идет о человеке неверующем?» На самом деле и в таком случае все очень логично.

Для того чтобы понять это, давайте обратимся к истории.

Как формировался национальный характер

Недавно попалась на глаза и заставила серьезно задуматься публикация Алана Кроу в апрельском номере журнала «Harvard Business Review – Россия», которая называется «Ответственность или смирение». Ее автор исследовал национальный характер русского человека и пришел к выводу, что именно в нем причина низкого уровня жизни многих россиян.

Дело в том, пишет Алан Кроу, что, согласно широко распространенной концепции (которая нашла свое отражение, в частности, в трудах немецкого социолога и экономиста Макса Вебера), основой для столь высокого уровня развития экономики в Европе стал сформировавшийся там в свое время протестантизм. В тех странах, где восторжествовали религиозные убеждения реформаторов и укоренился новый образ жизни, экономика, как правило, начинала бурно развиваться – в отличие от остальных стран.

Где же связь между протестантизмом и уровнем развития экономики? По утверждению Вебера, связь эта заключается в устойчивых поведенческих стереотипах верующих людей, привычках и глубоком чувстве личной ответственности, которому учит евангельское христианство.

Вебер сделал важное открытие: он выяснил, что большинство религиозных традиций не воспитывают в людях дисциплину и не прививают им желание полагаться на собственные силы и добровольно брать на себя ответственность, в то время как протестантизм воспитывает и прививает.

Россия долгие годы была далека от протестантизма, поэтому наши люди много поколений подряд неверно понимают упование на Бога (в сознании неверующих Бога подменило государство), считая, что Тот в нужный момент вмешается в их земные дела и ниспошлет все блага. Вместо того, чтобы работать и брать на себя ответственность, они перекладывают ее на Господа (или государство). Ожидание помощи у нас заменяет, а не дополняет работу.

Почему Петя Иванов не может достойно зарабатывать

Если говорить простым языком, то сидит наш Петя Иванов – не христианин — в однокомнатной квартире, утром идет на привычную работу, вечером смотрит телевизор, не желает ничего менять и говорит жене и детям, что государство виновато в том, что он не может достойно зарабатывать.

Сюжет второй: Петя Иванов-христианин, но также сидит в тесной однокомнатной квартире, ходит на привычную работу и говорит жене и детям о том, что, видно, на то воля Божья, чтобы они жили бедно и не имели возможности покупать детям конфеты. То есть он фактически обвиняет Бога в своей бедности. Перекладывает всю ответственность на Него. Маскирует свою лень и нежелание активизироваться, что-либо менять, становиться настоящим главой и обеспечителем для своей семьи под якобы покорность воле Бога. Но, поверьте, на то, чтобы кто-то был бедным, а кто-то — богатым нет воли Бога! Божья воля одна: чтобы все спаслись. В остальном каждый может планировать свою жизнь так, как считает нужным. Бог дает нам определенные ресурсы, и только от конкретного человека зависит, как он ими распорядится: будет ли использовать их и жить полной радости, заботы о близких жизнью, или же станет сваливать свои неудачи на «волю Бога»?

Если придерживаться мысли о том, что раз у тебя что-то плохо, «знать, на то воля Божья», тогда вообще все, что мы делаем — напрасно. Зачем соблюдать правила дорожного движения? Кому «суждено от Бога» погибнуть в аварии – всё равно погибнет. Зачем строить больницы? Кому «суждено от Бога» заболеть – всё равно заболеет. Зачем вообще хоть что-то стараться улучшить, построить, создать? Нетрудно представить, к чему могут привести такие мысли…

Предположим, наш Петя Иванов сделал соответствующие выводы и решил не сидеть на месте, а начать что-то менять в своей жизни, скажем, решил устроиться на другую работу. Но и тут возникли препятствия, его стал мучить вопрос: «А есть ли воля Бога на то, чтобы я пошел именно на эту работу или все же на какую-то другую?»

«Бог дает желание и действие по своему благоволению»

Как сказал один пастор, большинство христиан так сильно желают угодить Богу, что похожи на овец, которые хотят, чтобы пастух указывал им, какую траву жевать! Чтобы разрешить эту дилемму, давайте обратимся к Писанию: «…ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:3-4), «воля Божья есть освящение ваше» (1Фес. 4:3). Другими словами, воля Бога заключается в том, чтобы мы спаслись и жили, соблюдая Его заповеди. Понятно, что не все спасутся, но не потому, что эти люди изначально не были избраны или предопределены Богом для спасения, а потому, что они сами отказались от спасения, которое Господь предлагал всем. Итак, только в одном вопросе есть четкая воля Бога для нас: Господь желает видеть всех спасенными. А для того, чтобы мы могли решать остальные вопросы, Создатель наделил нас умом, чувствами и свободой выбора.

Очень хорошо суть воли Бога на нашу жизнь разъяснил служитель церкви молодому человеку, который пришел к нему проконсультироваться по поводу того, как узнать, есть ли воля Бога на его брак с одной сестрой: «Если ты любишь ее, она любит тебя, и вы оба любите Бога и не нарушаете Его заповедей, то это воля Божья».

Поэтому не стоит искать чудесных знамений, чтобы узнать волю Бога. Не нужно, если вы, к примеру, пытались догнать автобус, но вдруг поскользнулись на банановой кожуре и упали в канаву, в которой лежало сорванное объявление с предложением работы, считать это божественным знаком и идти туда трудоустраиваться. Огорчу вас: нет даже индикатора, который загорался бы, когда вы поступаете по воле Бога. Есть всего лишь одно условие, которое нужно выполнять, чтобы всегда и во всем поступать по воле Господа: любить Бога и исполнять Его заповеди, потому что если вы любите Бога, то в вашем сердце будут только Его желания, ибо «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фп. 2:13).

Творец дал нам с вами чудесную возможность писать вместе с Ним историю нашей жизни. Бог призывает нас к соавторству, не стоит оставлять без внимания Его приглашение!

Ирина ХАДЖЕБИЕКОВА

Источник

Фото

Фильмы

За что можно ругать или хвалить создателей франшизы, и как герои изменились за 40 лет смотрите ниже, так же предлагаем посмотреть первую серию «Возвращения в Простоквашино».

В честь дня пасхи мы собрали для вас лучшие фильмы о Иисусе Христе за период с 1965 года по 2016 год.

Ураган «Ирма» высушил океан.

В Атлантическом океане с пляжей на Багамских островах ушла вся вода.

Название: Молодой Мессия Оригинальное название: The Young Messiah Год выхода: 2016 Жанр: драма Режиссер: Сайрус Наурасте В ролях: Адам Гривз-Нил, Шон Бин, Сара Лаззаро, Винсент Уолш, Финн Айрлэнд, Кристиан МакКэй, Агни Скотт, Луис Эллингтон, Джейн Лапотэйр, Рори Кинэн Выпущено: США Продолжительность: 01:50:41 Описание: Фильм рассказывает историю Иисуса Христа в возрасте семи лет, как он и его

Книги

В наше трудное и смутное время слишком просто упустить из вида фундаментальное понятие о том, что значит быть мужчиной и что значит быть женщиной…

Читать
11 537

Австралийский иллюстратор Тоби Моррис создал комикс, который напоминает нам, что не каждый человек в этой жизни имеет те же возможности, что и мы. Это история о двух людях, родившихся в разных семьях, и о том, какую роль их близкие играют в их судьбе.

Читать
10 707

Описание: Девятилетний Бруно — веселый немецкий мальчик, который беззаботно живет в Берлине во время Второй мировой войны. Когда его отца — высокопоставленного офицера Вермахта — переводят на новое место, семья переезжает из столицы в провинцию, и Бруно достаточно быстро находит себе друга со смешным именем Шмуэль. Тот…

Читать
3 149

ЧИТАТЬ КНИГУ: Пять языков любви

Новая версия мегабестселлера, который уже стал классикой! «Эта книга вышла в свет благодаря стечению нескольких обстоятельств. Во-первых, на меня произвел большое впечатление горячий отклик молодых людей, которые, прочитав «Пять языков любви» для супругов, уговаривали меня написать подробную книгу для незамужних и неженатых. Поверьте, без их поддержки я бы никогда не решился на этот труд! Во-вторых…

Читать
7 252